Из опыта работы

Доклад на педсовете


Слайдовая презентация к докладу:  "Направления деятельности учителя-дефектолога".
 _________________________________________________________________________________
 20.03.2014г.
Сообщение на МО специалистов коррекционной педагогики на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»


Бурное развитие информационных технологий в последние годы затронуло все стороны человеческой деятельности. Производство и культуру, медицину и быт, науку и искусство. Информационные технологии позволяют человеку активнее взаимодействовать с окружающим миром, получать максимальное количество информации за минимальный промежуток времени и с минимальной затратой сил на ее поиск.
Образование не осталось в стороне от информатизации. Потенциал компьютера, как основного средства обучения, позволяет более полно использовать познавательные возможности учащихся. Вопросы внедрения и использования информационных технологий в обучении привлекают многих исследователей. Проблемам педагогической целесообразности применения, исследованию возможностей, перспективных направлений разработки и использования ИКТ в образовании посвящены работы М.П. Лапчика, И.В. Марусевой, Е.И. Машбица, А.В. Могилева, И.В. Роберт и др.
Е.И. Машбиц выделяет следующие преимущества использования компьютера в обучении:
  1. Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации.
  2. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения.
  3. Компьютер активно вовлекает учащихся в учебный процесс.
  4. Намного расширяются наборы применяемых учеб­ных задач.
  5. Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
  6. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности].
Наряду с выделенными преимуществами существует и ряд проблем компьютеризации образования. Рассмотрим наиболее интересные из них:
-       проблема соотношения объема информации (потока информации), который может предоставить компьютер пользователю (ученику или студенту) и объема сведений, которые пользователь может во-первых, мысленно охватить, во-вторых – осмыслить, а в-третьих – усвоить.
-       проблема ориентации учащихся в потоке информации, предоставляемой компьютером.
-       проблема темпа усвоения учащимися материала с помощью компьютера (проблема возможной индивидуализации обучения при классно-урочной системе).
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных,  соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Внедрение компьютерной техники в специальное обучение связано с решением двух фундаментальных задач: научить детей грамотно пользоваться новыми орудиями деятельности; использовать новые компьютерные технологии в целях коррекции нарушений и общего развития аномального ребенка. Проблема состоит в сочетании решения этих задач, в определение приоритетов и соподчиненности задач в подходе к реальному процессу специального обучения.
Необходимость использования информационных технологий в специальном коррекционном обучении неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья компьютер – помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.
Важнейшей идеей, объединяющей многообразие теоретических концепций и практико-ориентированных образовательных развивающих программ, является понимание развития как саморазвития, как активного созидательного процесса, осуществляемого ребенком в сотрудничестве со взрослым.
На настоящий момент существует ряд обучающих программ, которые являются средством коррекции и развития познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями и активно используются в работе педагогов-дефектологов и логопедов. В качестве примера можно привести следующие программы.
 «Мир за твоим окном» первая в России специализированная компьютерная программа, предназначенная для развития и обучения детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями в развитии. Она удостоена государственной премии в области образования. Ее авторы – сотрудники Института Коррекционной Педагогики РАО (Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина).
Программа «Мир за твоим окном» посвящена теме «Времена года», которая содержится в программах начального обучения практически всех категорий детей и хорошо знакома каждому учителю. Программа состоит из пяти частей: «Времена года»; «Погода», «Одежда»; «Рассказы о временах года»; «Календарь», однако названия частей в основном меню отражают лишь тематический материал. У каждой части свои задачи в области развития и обучения.
Логопедический тренажер «Дэльфа-142» помогает работать над некоторыми произносительными навыками и элементами письменной речи. Логопедический тренажер «Дэльфа-142» представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей. Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи. Тренажер позволяет внести элемент игры в процесс коррекции речи, дублировать речевой материал, работать со стимульным материалом (картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащая речь). Кроме того, процесс коррекции нарушений строиться с учетом уровня развития ученика. Научный руководитель проекта и автор методических рекомендаций – профессор, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии АПКиПРО О.Е. Грибова.
О.Б. Кремер разработала специальные компьютерные игры, которые предназначены для обучения детей с нарушением интеллекта и способствуют решению задач коррекционного обучения, диагностики, контроля.
«Ромашка» – игра для отработки навыка устного счета.
«Словарные слова» – игра для закрепления правописания словарных слов и пополнения словарного запаса.
«Правильный ответ» – игра для тестирования по различным предметам, где перечень ответов представлен в текстовом виде.
«Подпиши конверт» – игра для отработки навыка заполнения деловых бумаг.
«Вставь математический знак» – развивающая и обучающая игра для отработки навыков устного счета, сформированных на уроке математики.
Все игры могут использоваться для проверки и оценки полученных навыков, позволяют фиксировать уровень самооценки результатов игры.
Обучение и воспитание  детей  с ограниченными возможностями здоровья имеет ряд собственных принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных функций, организацию дифференцированного воспитания и  обучения.
Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация коррекционной педагогики. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в систему специального образования. 
Как же ИКТ могут помочь педагогу в коррекционно-педагогической  работе? Ответить на этот вопрос нам бы хотелось исходя из собственного опыта и опыта педагогов нашей школы.
1. Подбор иллюстративного материала к урокам и для оформления информационно-стендового материала. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников, конкурсов и развлечений.
2. Обмен опытом,  знакомство с периодикой, наработками педагогов, ученых. Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный и коррекционный процессы информационно емким, зрелищным, комфортным.
3. Оформление  документации,  составление всевозможных планов, отслеживание  динамики развития ребенка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.
4.   Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс являются мультимедийные презентационные технологии.    
 Использование презентационных инструментальных средств позволяет  педагогу привнести эффект наглядности в уроки и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме.
 Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Наглядность - это ключевой аргумент использования мультимедийных презентаций.  Зрение и слух – самые мощные и самые эффективные каналы передачи и приёма информации. Чем ярче и разнообразнее будет представление информации, тем эффективней будет процесс ее усвоения. Отличительные особенности, специфические свойства изучаемых предметов и явлений можно предельно реалистично продемонстрировать именно с помощью современных графических и видео технологий, мультимедийных презентаций.
Мультимедийные презентации дают возможность представить информацию не только в удобной для восприятия последовательности, но и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, подбирать доминирующие цвета и цветовые сочетания, которые создают у школьников позитивное отношение к представляемой информации. Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-образовательном процессе способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
 Анимация – очень важный элемент в презентации. Движение отдельных частей слайда привлекает внимание школьников, и они заостряют свое внимание на анимированной части информации. Таким образом, все тезисы сообщения учителя будут услышаны и увидены детьми.
Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала, а это и является целью  педагога.
Таким образом, роль использования современных информационных технологий, как в общеобразовательных, так и специальных школах очень велика. Компьютер помогает ребенку освоить сложные для него виды деятельности, способствует индивидуализации обучения, социализации учащихся и подготовке их к будущей трудовой жизни.
Говоря об использовании компьютера детьми младшего школьного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья. Созданы специальная презентация для профилактики нарушений зрения: «Русалка». Вопрос о "засиживании" за компьютером актуален. Разумно сделать ограничения занятий с компьютером по времени - 10-15 минут. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте должен двигаться 70-80% времени бодрствования! Помните об этом!

Комментариев нет:

Отправить комментарий