Доклад на педсовете
Слайдовая презентация к докладу: "Направления деятельности учителя-дефектолога".
_________________________________________________________________________________
20.03.2014г.
Сообщение на МО специалистов коррекционной педагогики на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
Бурное развитие информационных технологий в последние
годы затронуло все стороны человеческой деятельности. Производство и культуру,
медицину и быт, науку и искусство. Информационные технологии позволяют человеку
активнее взаимодействовать с окружающим миром, получать максимальное количество
информации за минимальный промежуток времени и с минимальной затратой сил на ее
поиск.
Образование не осталось в стороне от
информатизации. Потенциал компьютера, как основного средства обучения,
позволяет более полно использовать познавательные возможности учащихся. Вопросы
внедрения и использования информационных технологий в обучении привлекают
многих исследователей. Проблемам педагогической целесообразности применения,
исследованию возможностей, перспективных направлений разработки и использования
ИКТ в образовании посвящены работы М.П. Лапчика, И.В. Марусевой,
Е.И. Машбица, А.В. Могилева, И.В. Роберт и др.
Е.И. Машбиц выделяет следующие преимущества
использования компьютера в обучении:
- Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации.
- Компьютер позволяет усилить мотивацию учения.
- Компьютер активно вовлекает учащихся в учебный процесс.
- Намного расширяются наборы применяемых учебных задач.
- Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
- Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности].
Наряду с выделенными преимуществами существует и ряд
проблем компьютеризации образования. Рассмотрим наиболее интересные из них:
- проблема
соотношения объема информации (потока информации), который может предоставить
компьютер пользователю (ученику или студенту) и объема сведений, которые пользователь
может во-первых, мысленно охватить, во-вторых – осмыслить, а в-третьих –
усвоить.
- проблема
ориентации учащихся в потоке информации, предоставляемой компьютером.
- проблема темпа
усвоения учащимися материала с помощью компьютера (проблема возможной
индивидуализации обучения при классно-урочной системе).
В отличие от обычных технических
средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим
количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом
организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности
учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с
различными источниками информации.
Внедрение компьютерной техники в
специальное обучение связано с решением двух фундаментальных задач: научить
детей грамотно пользоваться новыми орудиями деятельности; использовать новые
компьютерные технологии в целях коррекции нарушений и общего развития
аномального ребенка. Проблема состоит в сочетании решения этих задач, в определение
приоритетов и соподчиненности задач в подходе к реальному процессу специального
обучения.
Необходимость использования
информационных технологий в специальном коррекционном обучении неоспорима. Для
детей с ограниченными возможностями здоровья компьютер – помощник в освоении
нового, развитии мотивации, один из способов социализации.
Важнейшей идеей, объединяющей многообразие
теоретических концепций и практико-ориентированных образовательных развивающих
программ, является понимание развития как саморазвития, как активного
созидательного процесса, осуществляемого ребенком в сотрудничестве со взрослым.
На настоящий момент существует ряд обучающих программ,
которые являются средством коррекции и развития познавательной сферы детей с
особыми образовательными потребностями и активно используются в работе
педагогов-дефектологов и логопедов. В качестве примера можно привести следующие
программы.
«Мир за твоим окном» первая в России специализированная
компьютерная программа, предназначенная для развития и обучения детей старшего
дошкольного возраста с различными нарушениями в развитии. Она удостоена
государственной премии в области образования. Ее авторы – сотрудники Института
Коррекционной Педагогики РАО (Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская, О.И.
Кукушкина).
Программа «Мир за твоим окном» посвящена теме «Времена
года», которая содержится в программах начального обучения практически всех
категорий детей и хорошо знакома каждому учителю. Программа состоит из пяти
частей: «Времена года»; «Погода», «Одежда»; «Рассказы о временах года»;
«Календарь», однако названия частей в основном меню отражают лишь тематический
материал. У каждой части свои задачи в области развития и обучения.
Логопедический тренажер «Дэльфа-142» помогает работать над некоторыми
произносительными навыками и элементами письменной речи. Логопедический
тренажер «Дэльфа-142» представляет собой комплексную программу по коррекции
разных сторон устной и письменной речи детей. Тренажер позволяет работать с
любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразные
логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития
лексико-грамматической стороны речи. Тренажер позволяет внести элемент игры в
процесс коррекции речи, дублировать речевой материал, работать со стимульным
материалом (картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащая речь). Кроме
того, процесс коррекции нарушений строиться с учетом уровня развития ученика.
Научный руководитель проекта и автор методических рекомендаций – профессор,
заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии АПКиПРО
О.Е. Грибова.
О.Б. Кремер разработала специальные компьютерные
игры, которые предназначены для обучения детей с нарушением интеллекта и
способствуют решению задач коррекционного обучения, диагностики, контроля.
«Ромашка» – игра для отработки навыка устного счета.
«Словарные слова» – игра для закрепления правописания
словарных слов и пополнения словарного запаса.
«Правильный ответ» – игра для тестирования по различным
предметам, где перечень ответов представлен в текстовом виде.
«Подпиши конверт» – игра для отработки навыка
заполнения деловых бумаг.
«Вставь математический знак» – развивающая и обучающая
игра для отработки навыков устного счета, сформированных на уроке математики.
Все игры могут использоваться для проверки и оценки
полученных навыков, позволяют фиксировать уровень самооценки результатов игры.
Обучение и воспитание детей
с ограниченными возможностями здоровья имеет ряд собственных принципов и
особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию
нарушенных функций, организацию дифференцированного воспитания и
обучения.
Сегодня нет необходимости
обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация коррекционной педагогики. Сама
жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в
систему специального образования.
Как же ИКТ могут помочь педагогу в
коррекционно-педагогической работе? Ответить на этот вопрос нам бы
хотелось исходя из собственного опыта и опыта педагогов нашей школы.
1.
Подбор иллюстративного материала к урокам и для оформления
информационно-стендового материала. Подбор дополнительного познавательного
материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников, конкурсов и
развлечений.
2.
Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками педагогов, ученых.
Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный и
коррекционный процессы информационно емким, зрелищным, комфортным.
3.
Оформление документации,
составление всевозможных планов, отслеживание
динамики развития ребенка. Это можно сделать и вручную, но временные
затраты несопоставимы.
4. Одним из актуальных направлений
внедрения информационных технологий в образовательный процесс являются
мультимедийные презентационные технологии.
Использование
презентационных инструментальных средств позволяет педагогу привнести эффект наглядности в уроки
и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал
быстрее и в полном объеме.
Презентации
дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную
информацию. Наглядность - это ключевой аргумент использования мультимедийных
презентаций. Зрение и слух – самые
мощные и самые эффективные каналы передачи и приёма информации. Чем ярче и
разнообразнее будет представление информации, тем эффективней будет процесс ее
усвоения. Отличительные особенности, специфические свойства изучаемых предметов
и явлений можно предельно реалистично продемонстрировать именно с помощью
современных графических и видео технологий, мультимедийных презентаций.
Мультимедийные презентации дают возможность
представить информацию не только в удобной для восприятия последовательности,
но и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, подбирать доминирующие
цвета и цветовые сочетания, которые создают у школьников позитивное отношение к
представляемой информации. Использование мультимедийных презентаций в
коррекционно-образовательном процессе способствует комплексному восприятию и
лучшему запоминанию материала.
Анимация –
очень важный элемент в презентации. Движение отдельных частей слайда привлекает
внимание школьников, и они заостряют свое внимание на анимированной части
информации. Таким образом, все тезисы сообщения учителя будут услышаны и
увидены детьми.
Всё это повышает интерес к обучению и способствует
более качественному усвоению нового материала, а это и является целью педагога.
Таким образом, роль использования современных
информационных технологий, как в общеобразовательных, так и специальных школах
очень велика. Компьютер помогает ребенку освоить сложные для него виды
деятельности, способствует индивидуализации обучения, социализации учащихся и
подготовке их к будущей трудовой жизни.
Говоря об использовании компьютера детьми младшего школьного
возраста, встает вопрос о сохранении здоровья. Созданы специальная презентация
для профилактики нарушений зрения: «Русалка». Вопрос о "засиживании"
за компьютером актуален. Разумно сделать ограничения занятий с компьютером по
времени - 10-15 минут. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте должен
двигаться 70-80% времени бодрствования! Помните об этом!
Комментариев нет:
Отправить комментарий