четверг, 27 марта 2014 г.

Конспект занятия " Времена года"



ПЛАН - КОНСПЕКТ
группового коррекционного занятия  в 1 классе


Тема: «ВРЕМЕНА ГОДА».


Провела учитель – дефектолог
Гарифуллина Талия Талгатовна 


Цель: закрепление знаний детей о временах года, их признаках; систематизация представлений детей о цикличности времен года.


Задачи:

Образовательные:
1. Систематизация знаний детей о сезонных изменениях в природе, закрепление названий  месяцев.
2. Закрепление пространственных представлений детей (вверху-внизу, справа-слева).
3. Закрепление навыков прямого и обратного счёта до 10.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие мышления: учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, учить анализировать и делать выводы, составлять целое из частей, учить отгадывать загадки.
2. Развитие зрительного  внимания и восприятия.
3. Развитие речи  детей:  умение отвечать на вопрос полным предложением.
Воспитательные:
1.Создание положительного эмоционального фона, доброжелательности, умение видеть красоту природы.
2.Развитие коммуникативных навыков - желание совместно выполнять задания и получать результат.
3. Воспитание заботливого отношения к природе и её обитателям.


Материал:  часы «Времена года», плакаты - “Лето”, “Осень”, “Зима” «Весна»; оборудование для игр: "Слепи снеговика"(части снеговика), «Птицы на дереве» ( картинки «перелётные птицы»), « Первоцветы» (загадки о первоцветах, картинки «первоцветы», «Кочки» (овалы с цифрами 1-10), «Посади бабочку на цветок» (цветок с разноцветными лепестками,  бабочки из картона разного цвета), «Съедобные – несъедобные» ( картинки «грибы»),  лото  «Времена года», раскраски           « Времена года», цветные карандаши, клей, подарки.





Ход занятия:
1.     Орг. момент:

- Ребята, у нас сегодня на занятии много гостей. Подарите гостям свои улыбочки!
- Мы сегодня с вами отправимся в путешествие, но путешествие у нас будет необычное. Мы будем путешествовать по временам года. А помогут нам в этом волшебные часы.
/Дефектолог  обращает внимание детей на рисунок-схему « времена года"(круг поделен на четыре части, в каждой четверти круга располагается символ времени года и каждая часть разделена на три сектора - месяцы):
- Дети, посмотрите на эти часы. Они показывают  все времена года и их месяцы.
- Сколько всего времён года? (Четыре)
- У каждого времени года по три месяца, а всего месяцев 12.

Месяцев двенадцать ровно
Составляют целый год.
И у всех них свой черед.
Только лишь один уходит,
Сразу же другой приходит.
 
2. Путешествие  к зиме.
- Отгадайте загадку, и вы узнаете, в какое время года мы отправимся.
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
(Зимой)
- Правильно. Зима год начинает и год заканчивает.
- Мы отправляемся в гости к зиме.
- Ребята назовите зимние месяцы (Декабрь, январь, февраль).
- А сейчас какое время года за окном?
- Почему вы так думаете? Назовите признаки зимы.
 Игра "Слепи снеговика"
- Сейчас мы с вами будем собирать снеговиков. (Дети собирают снеговиков из готовых деталей и склеивают на альбомном листе)
 
3. Путешествие  к весне.
 - В гостях у какого времени года мы побывали? (у зимы). А теперь перенесёмся в следующее время года.
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает -
Когда это бывает? (Весной)
/Педагог  переводит стрелку на "весну", вывешивает плакат/
- Ребята назовите весенние месяцы (Март, апрель, май).
- Признаки весны.
 Игра «Птицы на дереве»
- Весной к нам возвращаются перелётные птицы. А вы хотите увидеть этих птиц?
/Дефектолог прикрепляет поочередно картинки птиц на дерево/. Дети называют какая птица куда села (Грач сел на  ветку справа вверху. и т.д.)
- А теперь посмотрим, какие вы внимательные. Закройте глазки.
 (Дефектолог убирает одну птичку)
- Скажите какая птица улетела? (Играют несколько раз)

Отгадывание загадок о первоцветах.
- Весной появляются первые цветы, как мы их называем (первоцветы). Отгадайте загадки о цветах, они и вырастут.
(Дети отгадывают загадки, дефектолог выставляет картинки – цветы: подснежник, одуванчик, мать-и-мачеха, ландыш).
5. Путешествие  в лето. 
Ярко солнце светит
В воздухе тепло
И куда не глянешь
Всё кругом светло
По лугу пестреют
Яркие цветы
Золотом облиты
Тёмные кусты.”
- Как вы думаете, в какое время года мы попали?
-Почему вы так думаете? Назовите признаки лета.
- Молодцы. Я переведу стрелку на ЛЕТО
- Ребята назовите летние месяцы (Июнь, июль, август)
Игра «Кочки»
- Летом на лугу цветет много цветов, летает много бабочек. Вы хотите попасть на луг?
Тогда нам нужно перейти по кочкам через  болото.
Чтобы не утонуть в болоте и добраться до твердой земли, нужно передвигаться по "кочкам", ловко и осторожно перепрыгивая с одной кочки на другую. (“Кочки” – это овалы из бумаги, на которых написаны цифры от 1 до 10,  “кочки” раскиданы  “змейкой”).
Перепрыгивая, дети вслух называют номер "кочки".
Игра «Посади бабочку на цветок»
 - Вот мы и оказались на лугу. Посмотрите, как много здесь бабочек. (Детям раздаются разноцветные бабочки)
- Посадите бочек на цветы такого же цвета. (Дети выбирают цветы, «сажают» на них бабочек и называют их цвет).
/Затем дети возвращаются обратно по кочкам, называя  цифры в обратном порядке./
5. Путешествие  в осень. 
"Пусты поля, мокнет земля,
Лес облетает, когда это бывает"
                                                                       (Осенью.)
/Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "осень" /
- Ребята назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь).
- Что происходит в природе осенью?

Игра «Съедобные – несъедобные»
- Осенью в лесу можно собирать грибы. Посмотрите, сколько на полянке у меня грибов. Соберём грибы в корзинку. А кто знает: какие грибы можно собирать? ( Дети называют съедобные и несъедобные грибы)

6. Игра « Сложи картинку».
- Каждый из вас попробует собрать одно  из времён года. /Дети складывают картинки/.
- По этой картинке раскрасьте время года.
7. Итог занятия.
- Вот и закончилась наша экскурсия по временам года. В каких временах года мы с вами побывали?
- Сколько всего времён года? Назовите их .
- А сколько месяцев в году?
- Молодцы, ребята!  / Вручение подарков/.


Комментариев нет:

Отправить комментарий